Для человека, живущего в современном «бегущем мире», самолет стал самым быстрым видом транспорта, в котором можно перебраться с одного континента на другой всего за несколько часов, а аэропорт, в свою очередь, «визитной карточкой» любой страны или города.
Социальная функция аэропортов развивается с каждым днем и это уже не просто пропускной пункт между небом и землей, а огромный, живущий собственной жизнью город.
Так как деятельность современных аэропортов круглосуточная, им необходимо постоянное наличие качественного освещения. Условно его можно разделить на три части: эстетический свет, технический свет и сигнальные огни взлётно-посадочных полос.
Эстетическое освещение имеет весомое значение в жизни аэропорта. Современные архитекторы и дизайнеры превращают аэровокзалы в завораживающие глаз объекты архитектурного искусства. Сияющие стеклянные фасады и головокружительные изгибы должны днём и ночью сохранять красоту, притягивая взгляды, для этого и нужна качественная архитектурная подсветка. Но здесь, в отличие от обычного городского освещения, существуют ограничения и регламенты безопасности. Создание такого освещения должно осуществляться только профессиональными светотехническими компаниями. Общее освещение должно делать здание сияющим и красивым, но в то же время не мешать находящимся в небе самолётам.
Важным маркетинговым шагом в продвижение аэропорта, как бизнес площадки, является профессиональное внутреннее освещение. Оно создаёт уют и желание вернуться в качестве пассажира или просто посетителя. Время ожидания, потраченное на шопинг или другие развлечения, станет лучшей рекламой, передаваемой из уст в уста. Салоны красоты с сияющими зеркалами искушают дополнить смену местности переменой образа. Массажные и маникюрные кабинеты предлагают немного побаловать себя перед длительным перелётом. Залитые мягким светом ресторанчики и магазины Duty Free радуют взгляды, привлекая покупателей товаров и услуг. Купленные на ходу сувениры, свежая пресса, одежда, духи и прочие подарки принесут пассажиру радость, а аэровокзалу дополнительную прибыль. Излучающие свет указательные таблички не дадут потеряться в огромном пространстве, а встроенные в пол светильники создадут визуальные коридоры, направляя большой поток людей в нужное русло.
Логическим продолжением здания авиавокзала становится перрон аэропорта. Качественное освещение значительно облегчает пилотам самолётов выполнение манёвров и руление. Повышается скорость и качество сервиса самолётов за счёт создания комфортных условий для обслуживающего персонала. Освещение перронов улучшает видимость и ориентацию в пространстве водителей наземного транспорта, обслуживающего персонала и пассажиров, что является важным фактором безаварийного и надежного обеспечения полетов.
Аэропорт был и остаётся зоной повышенной опасности. Для нормальной работы аэропорта необходимо полностью соблюдать жёсткие международные регламенты. Это касается и освещения, так как несоответствие требованиям может привести к возникновению чрезвычайной ситуации и гибели людей.
Основные требования к освещению перронов аэропортов сформулированы в международных стандартах ИКАО (ICAO - International Civil Aviation Organization). Согласно ИКАО, под перроном аэропорта понимается "определенный участок наземного аэродрома, предназначенный для размещения на нем воздушных судов в целях посадки или высадки пассажиров, погрузки и разгрузки грузов и почты, заправки, стоянки или технического обслуживания". Предполагается, что самолёты въезжают в данные зоны самостоятельно или буксируются тягачом, следовательно, для безопасного и эффективного совершения манёвров в тёмное время суток, необходимо соответствующее освещение.
В состав основных задач перронного освещения входят:
1. Создание удобных условий для пилотов во время самостоятельного движения самолёта на двигателях к месту стоянки или наоборот. При этом не желательны сильные перепады яркости света между рулёжкой и стоянкой.
2. Обеспечение комфорта водителям аэровокзальных транспортных средств осуществляющих перевозку грузов, багажа и пассажиров, а так же водителям обслуживающей техники (бензовозы и трапы), буксировщикам и службам сопровождения воздушных судов к месту стоянки или от неё.
3. Обеспечение хорошей видимости для наземного персонала, обслуживающего самолёты в ручном или механизированном режиме на стоянках.
Условия и качество освещения должны позволять ночью всему обслуживающему персоналу точно различать рабочие поверхности, мельчайшие детали, свободно ориентироваться в пространстве, а так же отчётливо различать цвета маркировок на самолёте.
Для решения таких задач ICAO разработало и приняло международные регламенты по освещению перронов аэропортов, регулирующие уровни горизонтальной и вертикальной освещённости на различных участках перрона, равномерность распределения освещённости, а также некоторые ограничения по слепящему действию и спектральному составу источников света. Государственные требования почти полностью аналогичны регламентам ICAO. Согласно всем, вышеуказанным регламентам перронное освещение должно соответствовать стандартам по:
• уровню освещённости;
• цветопередаче;
• слепящему эффекту (глаза лётного состава и персонала не должны испытывать дискомфорта от света)
Для освещения перронов и стоянок как правило используют высокие осветительные мачты с прожекторами двух типов:
• мачты с мобильной короной;
• мачтовые опоры с лестницей и площадкой для обслуживания.
В данной статье «не освещенной» пожалуй остаётся самая интересная и важная часть аэропорта - взлётно-посадочная полоса (ВПП). Подсветка взлётной полосы должна обеспечивать безопасность взлетающих и садящихся самолётов в темноте, сумерках и плохих погодных условиях с ограниченной видимостью. Аэродромные огни представляют собой полосу мигающего света - стробы. Длинна строб от 500 до 700 метров. При заходе на посадку ночью, лётчик пользуется стробами для визуального контроля воздушного судна относительно курса взлётно-посадочной полосы.
Порог взлётной полосы очерчен сплошной линией огоньков зелёного цвета перпендикулярно к стробам. Кромки взлётной полосы подсвечены жёлтым светом. Сигнальные огни, легко различаемы при визуальном контакте лётчика с землёй, располагаются в определенной последовательности. Их можно разделить на следующие группы сигнальных огней:
• Огни приближения. Имеют пульсирующий свет, устанавливаются на линии продолжения оси взлётной полосы, светят белым светом.
• Огни светового горизонта. Перпендикулярны линии продолжения взлётно-посадочной полосы. Они даю лётчику информацию о крене самолёта относительно плоскости взлётно-посадочной полосы.
• Огни знака приземления. Установлены за 150-300 метров до порога взлётной полосы. Облегчают посадку при плохой видимости
• Боковые огни, огни зоны приземления. Представляют собой светящийся коридор, по которому пилот определяет правильный выход на ось взлётной полосы.
• Глиссадные огни. Для указания визуальной глиссады планирования воздушного судна. Каждый глиссадный огонь излучает белый свет в верхней части и красный в нижней.
• Огни концевой полосы безопасности (КПБ)
• Осевые огни взлётно-посадочной полосы.
• Огни быстрого схода с взлётной полосы. Используются для манёвров на большой скорости, увеличивают пропускную способность полосы.
• Боковые и осевые рулёжные огни. Светятся синим, служат для указания продольных границ рулёжек.
• Стоп-огни. Запрещают движение по рулёжке.
• Предупредительные огни. Сообщают о приближении пересечения рулёжек, светятся жёлтым.
• Заградительные огни обозначают препятствия в районе аэропорта, светят красным светом.
• Аэродромные световые указатели. Ориентируют экипаж на рулёжках и при движении самолёта по полю аэропорта. В виде светофора светят красным и зелёным, а в виде указательной стрелки - жёлтым цветом.
Все осветительные и сигнальные приборы, а также обозначения должны соответствовать рекомендациям ICAO.